Биллия – серия ударов, каждая из которых заканчивается правильным сигрыванием шаров /или делаемых до первой ошибке в ударе/.
Биток – шар, по которому производится удар наклейкой кия. Когда биток падает в лузу от соударения с прицельным шаром, используется термин «свой» или «свояк».
Боковик – удар кием по битку в точки, лежащие по правую или левую стороны от центральной вертикальной линии.
Бортовик – шар стоящий плотно у борта, то же, что бортовой шар.
В лоб – удар битком в центр прицельного шара.
Винт – удар, при котором придается вращение битку или прицельному шару.
Вразрез – удар битком одновременно по двум близко стоящим друг к другу шарам.
Выгон – смежная с домом зона посередине бильярда между 1-й и 3-й точками.
Выскочивший шар – шар, остановившийся после завершения удара вне игровой поверхности стола.
Выставка – удар, при котором играющий выкатывает шар на определённое место.
Выход – приём в результате, которого играющий, положив в лузу один прицельный шар, одновременно выходит битком под другой так, что может легко его сыграть.
Глубина – зона бильярда от точки 3 и до дальнего короткого борта.
Двойной удар – один из запрещённых ударов.
Дом – место на бильярде для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно короткому борту.
Дуговик – специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую.
Дуплет – удар, при котором прицельный шар ударился о борт, отразился от него и упал в лузу.
Задняя линия – линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.
Задняя отметка – точка на продольной линии, равноудалённая от центральной отметки и заднего борта.
Зайцы – два стушеванных шара.
Заказ – требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.
Заказ вразрез шаров – заказ, при котором предполагается нанести такой удар, когда свой шар одновременно ударится в два рядом стоящих шара./Поскольку такой удар установить почти невозможно, то такой заказ обычно не допускается/.
Заказная луза – луза, называемая игроком, в которую он намеревается положить заказной шар.
Заказной шар – шар, который игрок называет /заказывает/ перед ударом.
Застрял в губах – шар остановился в самом растворе лузы.
Играть с рук – играть с любого места дома, предварительно поставив на это место свой шар /биток/ руками. Применяется в установленных правилами случаях.
Игровая поверхность стола – покрытая сукном поверхность стола между упругими бортами.
Карамболь – удар, при котором биток, кроме играемого шара, коснется другого или других шаров. /Два последовательных соударения шаров/.
Катрбан – отражение шара от четырёх бортов.
Кий – один из предметов бильярдного инвентаря, служащий для удара по шару.
Кикс – неудачный удар кием по битку, когда наклейка соскальзывает с шара.
Киксовать – сделать промах, т.е. ударить кием по битку вскользь, так что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для играющего направлении.
Кладка – делание шаров, падение в лузу прицельного шара.
Клапштос – отрывистый короткий удар, после которого биток, ударившись в прицельный шар, остаётся на месте соприкосновения с ним.
Контртуш – обратный удар по битку отраженным от борта прицельным шаром.
Круазе – разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Также – оборотный.
Мазик – один из предметов бильярдного инвентаря, служащий вместо кия для начинающих игроков.
Маска – когда шар или шары закрывают цель, в которую желательно попасть битком.
Массе – один из особых ударов, удар по шару сверху.
Машинка – один из предметов бильярдного инвентаря, служащий подставкой для кия при нанесении некоторых ударов /например, если нужно играть шарами, которые не достать обычным способом/.
Мел – сухое абразивное вещество, используемое для натирания наклейки кия с целью предотвращения кикса.
Нажим – один из запрещённых ударов.
Накат – удар в верх шара, при котором ему придается вращение вперед для движения вслед за прицельным шаром.
Наклейка – кожаный кружок, наклеиваемый на тонкий конец кия.
Начало и конец удара – началом удара считается всякое прикосновение играющего к любому шару на бильярдном столе, а концом удара – момент снятия с бильярда руки, кия, машинки и прекращения движения шаров.
Оборотный – разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка.
От шара – попадание битка или прицельного шара в лузу от соприкосновения с другим шаром.
Оттяжка – удар в низ шара, от которого биток, стукнувшись о прицельный шар, в результате приданного ему вращения откатывается назад.
Отыгрыш – удар, сделанный с таким расчетом, чтобы после него затруднить игру противнику.
Партионный шар – шар, которым правильно сыграно в лузу, что приносит победу в партии.
Передняя линия – линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.
Передняя отметка – точка на продольной линии стола, равноудалённая от центральной отметки и переднего борта.
Перескок – один из особых ударов.
Пирамида – шары, поставленные на бильярдный стол плотно друг к другу в виде равностороннего треугольника.
Пирамида – разновидность мирового лузного бильярда. "Пирамиду" в основном отличает от других лузных бильярдов сравнительно строгие лузы и игра "своих" шаров.а) Строгие лузы. Соотношение размеров "луза-шар" в "Пирамиде" близко к единице. Для пула и снукера это соотношение близко к двум, т.е. диаметр шара почти вдвое меньше размера лузы. "Пирамида" требует большой точности, и это накладывает особый отпечаток на характер игры.б) Игра "своих" шаров - цель в большинстве игр в "Пирамиде", а в пуле и снукере - штраф. Отсюда, естественно, стремление игроков "Пирамиды" освоить технику забивания «свояков». Как утверждают большинство любителей "Пирамиды", именно от «свояков» они и получают наибольшее удовольствие в игре.
Пистолетом /тычком/ - один из способов игры одной рукой.
Подставка – положение шаров, при котором сыграть результативно не представляет труда.
Ползунок – мягкий удар ниже центра битка в точку, находящуюся на расстоянии 2/3 от центра шара /после такого удара шар не катится, а как бы ползёт/.
Положить – положить биток в лузу.
Прицельный шар – любой шар, кроме битка /сокращённо «прицельный»/, то же «чужой» или «играемый» шар.
Продольная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.
Промах – когда биток не коснулся других шаров.
«Пропих» - один из запрещённых ударов.
Прямой шар – ситуация на бильярде, когда биток, прицельный шар и луза, в которую играют, лежат на одной прямой линии.
Разбивка /разбить шары/ - первоначальный удар по шарам, стоящим в пирамиде /иногда применяется термин «разбой».
Резка /резать шар/ - очень тонкий удар битком в край прицельного шара.
Результативный удар – правильно выполненный удар, сопровождающийся падением шара в лузу и дающий право на продолжении серии у стола.
Розыгрыш – процедура определения участника, вступающего в игру первым.
Рокамболь – рикошет по нескольким бортам.
Русский бильярд – название бильярда в литературе.
Свободный удар – удар по шару, стоящему не у борта.
«Свой» - то же, что и биток.
Сделать или сыграть шар – ударить битком в другой шар так, чтобы он упал в лузу.
Серия /с кия/ - последовательность результативных ударов одного из участников.
С кия /закончить партию или положить несколько шаров/ - когда играющий заканчивает партию или сыграл несколько шаров одной серией ударов.
Скиксовать – ударить кием в бок своего шара неудачно, вскользь, так что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для игрока направлении.
Смазать шар – не положить сравнительно нетрудный шар.
Снимание шаров рукой – при игре в «пирамиду», кием, причем если один из игроков не положит шар,другой снимает любой шар в свою пользу.
Стойка бильярдиста – позиция игрока у стола /положение ног, корпуса, головы, рук, кия/.
Сухая /партия/ - партия, в которой проигравшему не удалось сыграть ни одного шара и взять ни одного очка.
Треугольник – один из предметов бильярдного инвентаря, деревянная или пластмассовая треугольная рамка, с помощью которой устанавливаются бильярдные шары перед началом игры.
Триплет – отражение шара от двух бортов.
Труабан – отражение шара от трех бортов.
Туз – шар, обозначенный цифрой «1» /при игре в «пирамиду» означает 11 очков/.
Турняк – толстая часть кия.
Туш – всякое прикосновение к другому шару: кием, рукой, машинкой, одеждой и т.п., /шар стоящий плотно к другому шару/.
Удар на резке – удар, при котором точка соударения смещена относительно линии центров битка и прицельного шара, в результате чего прицельный шар получает движение влево или вправо.
Упругий борт – покрытая сукном резина, закреплённая на внутренней стороне деревянных бортов. Упругие борта образуют внешний периметр игровой поверхности стола.
Фол – любое нарушение правил в бильярдном спорте.
Фора – дача одним партнером другому вперед условленного количества очков, шаров, ударов и т.д.
Фукс – шар, упавший неожиданно, непредвиденно.
Фуксовая партия – партия, выигранная только благодаря счастливой случайности.
Центральная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.
Центральная отметка – точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
Чужой шар – любой шар, кроме битка, то же, что прицельный шар.
Шар выставляется на общем основании – это выражение означает: 1. При игре в «пирамиду» шар выставляется на третью точку бильярда или, если она занята, ставится плотно к середине короткого борта, противоположного дому, 2. При игре в «американку» и «московскую пирамиду» шар ставится плотно посередине короткого борта, противоположного дому.
Шар-мишень – любой шар, кроме битка, то же что прицельный шар.
Шаром – играть так, чтобы биток ударил по шару, который положит в лузу другой шар.
1. Бильярдное оборудование и аксессуары
При игре в каждую из описанных ниже разновидностей Пирамиды следует использовать бильярдные столы, шары и аксессуары, соответствующие "Техническим требованиям к бильярдному оборудованию"
2. Разметка бильярдного стола
2.1. На игровой поверхности бильярдного стола должны быть четко и аккуратно нанесены следующие линии и отметки:
- Центральная отметка - точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
- Центральная линия - прямая, проведенная через центральную отметку параллельно коротким бортам. Центральная линия делит игровую поверхность стола на две половины - переднюю и заднюю.
- Передняя отметка - точка, расположенная в центре передней половины игровой поверхности стола.
- Линия дома - прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.
- Задняя отметка - точка, расположенная в центре задней половины игровой поверхности стола.
- Линия выставления шаров - часть продольной линии стола, проведенная от задней отметки до середины заднего борта.
2.2. Домом называется часть игровой поверхности стола, заключенная между линией дома и передним бортом.
3. Используемые шары
Стандартный набор из шестнадцати пирамидных бильярдных шаров: пятнадцать белых (цвета слоновой кости) шаров с номерами от 1 до 15-ти и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера.
Примечание: При игре в Свободную пирамиду, Комбинированную пирамиду и Динамичную пирамиду допускается использование пятнадцати белых шаров без номера.
4. Биток и прицельные шары
4.1. Битком называется шар, по которому наносят удар кием в процессе игры.
4.2. При игре в Комбинированную пирамиду,Динамичную пирамиду и Классическую пирамиду битком служит цветной шар.
4.3. При игре в Свободную пирамиду любой шар на игровой поверхности стола (независимо от его номера и цвета) может быть выбран играющим в качестве битка при выполнении любого очередного удара. (Исключением является лишь начальный удар, при выполнении которого используют цветной шар.)
4.4. Все остальные шары на игровой поверхности стола кроме битка являются прицельными.
5. Соударение битка с прицельным шаром
5.1. Соударение (касание) битка с одним из прицельных шаров является обязательным условием любого правильного удара, включая начальный.
5.2. Битком можно ударить по прицельному шару как напрямую, так и от любого борта (бортов).
5.3. Если биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом.
6. Игра после нарушения
В случае нарушения правил соперник нарушителя имеет право после выставления неправильно забитых и выскочивших шаров, а также снятия со стола на полку (предусмотренного правилами Свободной пирамиды, Комбинированной пирамиды и Динамичной пирамиды) штрафного шара:
- сам произвести следующий удар, или
- уступить его нарушителю.
7. Розыгрыш начального удара
7.1. При розыгрыше начального удара (разбития пирамиды) используется следующая процедура. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно выполняют удар с руки из дома, посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту.
7.2. Розыгрыш считается автоматически проигранным, если:
- шар зашел на половину соперника,
- не достиг заднего борта,
- упал в лузу,
- выскочил за борт,
- коснулся длинного борта или
- коснулся заднего борта более одного раза.
7.3. Если правила нарушили оба соперника или если судья не может определить чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.
7.4. Победитель розыгрыша имеет право:
- сам произвести начальный удар или
- уступить его сопернику.
8. Исходная расстановка шаров
8.1. Перед начальным ударом пятнадцать белых шаров устанавливаются в форме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Каждый шар должен соприкасаться с рядом стоящими шарами.
При расстановке шаров следует использовать стандартный треугольник.
8.2. Цветной шар, используемый в качестве битка при выполнении начального удара (разбития пирамиды), располагается в доме.
Примечание: По ходу игры могут возникать ситуации, предусматривающие установку неполной пирамиды (см. п.2 и п.27, а также раздел 1, п.14). При установке неполной пирамиды соблюдаются все требования, предъявляемые к установке полной пирамиды. Отличия состоят в следующем::
Неполная пирамида заполняется в направлении от вершины к основанию. Основание (нижний ряд) заполняется от середины к краям симметрично относительно продольной оси стола. Для достижения полной симметрии в нижний ряд в случае необходимости перемещают шар из вершины пирамиды.
9. Положение шара
Положение шара определяется положением его центра.
10. Дом и линия дома
10.1. Линия дома не является частью дома.
10.2. Шар, стоящий на линии дома, считается распложенным вне дома.
11. Введение битка в игру (начало игры)
11.1. Биток вводится в игру начальным ударом с руки из дома.
11.2. В качестве битка при выполнении начального удара всегда следует использовать цветной шар.
11.3. Игрок, вступающий в игру первым, может устанавливать биток в любой точке дома, но не на линии дома (см. п.9 и п.10).
Если биток установлен вне дома, то судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения им удара. В противном случае считается, что биток введен в игру правильно.
Если вступающий в игру предупрежден о неправильном положении битка, он обязан его поправить.
11.4. Биток считается введенным в игру сразу после удара по нему наклейкой кия (см. п.14).
11.5. До тех пор пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой штраф.
12. Правильный начальный удар
12.1. Начальный удар (разбитие пирамиды) считается правильным, если после соударения битка с одним из прицельных шаров:
- один из шаров правильно забит в любую лузу; или
- по меньшей мере три различных прицельных шара коснулись борта (бортов); или
- два различных прицельных шара коснулись борта (бортов) и, кроме того, хотя бы один (любой) прицельный шар пересек центральную линию.
Если ни одно из указанных требований не выполнено, налагается штраф.
12.2. Если игрок, вступающий в игру первым, не смог произвести правильный начальный удар, его соперник имеет право:
- принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжить игру; или
- принять сложившуюся позицию шаров на столе и заставить нарушителя продолжить игру; или
- расставив шары заново, сам произвести начальный удар; или
- расставив шары заново, заставить нарушителя произвести начальный удар еще раз.
Примечание: При расстановке шаров заново после снятия штрафного шара следует руководствоваться правилами выставления неполной пирамиды (см. п.8).
13. Попеременное разбитие
В каждой последующей партии матча соперники разбивают по очереди.
14. Начало и завершение удара
14.1. Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. (Вращающийся на месте шар считается движущимся.)
14.2. Запрещается начинать следующий удар до завершения предыдущего. В противном случае - штраф.
15. Удар кием по битку
Удар по битку должен производиться только наклейкой кия в направлении его продольной оси. В противном случае - штраф.
16. Касание ногой пола
При выполнении удара по битку по крайней мере одна нога играющего должна касаться пола. В противном случае - штраф.
17. Запрещенное касание шаров
17.1. За исключением касания битка наклейкой кия при выполнении удара, запрещается касание любого шара (битка или любого прицельного шара) на игровой поверхности стола телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.п. В противном случае - штраф.
18. Запрет двойного удара
При выполнении удара наклейка кия должна коснуться битка лишь один раз. В противном случае - штраф.
19. Запрет пропиха
19.1 Запрещается затягивать контакт наклейки кия с битком вплоть до соударения (касания) битка с прицельным шаром. В противном случае удар квалифицируется как пропих и наказывается штрафом.
19.2. Если биток касается прицельного шара или если расстояние между битком и прицельным шаром настолько мало, что при выполнении удара по битку практически невозможно избежать моментального тройного контакта - "наклейка кия-биток-прицельный шар", то удар кием по битку не квалифицируется как пропих, если он нанесен:
- под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров этих двух шаров; или
- таким образом, чтобы биток после соударения не прошел вперед (вслед за прицельным шаром). В противном случае - штраф.
Примечание: Удар по битку в сторону от соприкасающегося прицельного шара (без смещения последнего с места) не считается за соударение битка с этим прицельным шаром. Если после этого биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом (см. п.5.3).
20. Правильно завершенный удар.
Любой удар (за исключением начального) считается правильным (правильно завершенным), если не нарушено ни одно из положений настоящих Правил и кроме того после соударения (касания) битка с одним из прицельных шаров любой из шаров на игровой поверхности стола (биток или любой прицельный шар):
- забит в лузу; или
- отражается от любого борта, а затем: (а) касается другого борта, или (б) доводит до другого борта любой шар или (в) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту; или
- пересекает центральную линию, а затем: (а) касается любого борта или (б) доводит до любого борта любой шар или (в) касается любого шара, стоящего вплотную к любому борту; или
- отражается от любого борта, а затем: (а) пересекает центральную линию или (б) перекатывает через нее любой шар.
Если ни одно из указанных условий не выполнено, то налагается штраф.
Примечания:
1. Все элементарные игровые события (соударения шаров, отражения от бортов, пересечения центральной линии стола и т.д.) должны происходить только в указанной выше последовательности. В противном случае - штраф.
2. Если биток бьет по прицельному шару, стоящему вплотную к борту, а этот прицельный шар в свою очередь воздействует на биток и доводит его до другого борта или перекатывает через центральную линию, то удар считается безусловно правильным, если имело место два отдельных соударения - "биток-прицельный шар" и "прицельный шар-биток".
Если же двух отдельных соударений не было, то завершившийся подобным образом удар считается правильным лишь при условии, если игрок до удара предупредил судью о том, что прицельный шар касается борта. В противном случае - штраф.
3. Шар пересекает центральную линию только в том случае, если центральную линию пересекает центр шара.
Если до удара центр шара был расположен в точности на центральной линии, то его смешение в ту или другую половину стола нельзя рассматривать как "пересечение центральной линии".
4. Если один из шаров отражается от губы средней лузы и возвращается на свою половину игровой поверхности стола, то его центр по меньшей мере один раз пересек центральную линию.
21. Штрафной и премиальный удар с руки из дома
21.1. При игре в Комбинированную пирамиду удар с руки из дома производится и в других, оговоренных правилами случаях. Он может быть как штрафным (при неправильном сыгрывании битка в лузу или при выскакивании битка за борт), так и премиальным (при правильном сыгрывании битка в лузу). При этом введение битка в игру производится в соответствии с п.11.
21.2. Забивать в лузу можно любой шар после соударения битка с любым, расположенным вне дома прицельным шаром. Если все прицельные шары расположены в доме, то удар производится с противоположной стороны стола, которая в этом случае служит временным домом, ограниченным задней линией.
21.3. Штрафной и премиальный удар с руки из дома должны удовлетворять всем требования п.20.
22. Правильно и неправильно забитые шары
22.1. Шар считается правильно забитым (сыгранным), если он упал в лузу в результате правильного удара.
22.2. Все правильно забитые шары вынимаются из луз и размещаются на специальной полке. (Каждому из игроков отводится отдельная полка.)
22.3. Если с момента начала удара и до момента его завершения (см. п.14), было нарушено хотя бы одно из положений настоящих Правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми.
Если нарушение произошло после завершения удара (см. п.14), налагается штраф. Однако шар, упавший в лузу в результате завершившегося удара, считается забитым правильно.
Примечание. Если нарушение правил игры произошло после завершения партии (то есть после завершения последнего удара, в результате которого был правильно забит последний шар в партии), штраф не налагается и результат партии не пересматривается.
22.4. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются.
22.5. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается не забитым и остается в игре. (Штраф при этом не налагается.)
23. Шар на краю лузы
23.1. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу без соударения с другим шаром и если это не повлияло на конечный результат начавшегося удара, то его восстанавливают на прежнее место и игра продолжается.
23.2. Если же зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу без соударения с другим шаром и если это повлияло на конечный результат начавшегося удара (то есть в том случае, если самопроизвольно упавший в лузу шар был бы неизбежно задет одним из приведенных в движение шаров), то все шары устанавливаются с максимально возможной точностью на свои прежние позиции и удар повторяется.
23.3. Если движущийся шар приостанавливается на краю лузы в положении неустойчивого равновесия, а затем падает в лузу, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара.
24. Выскочивший шар
24.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.п.).
24.2. Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола.
Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность.
24.3. Если любой шар (биток или прицельный шар) выскакивает за борт, налагается штраф.
24.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара.
Ключевые сл